Когда мы спланировали поездку и прикинули, что за полтора дня сможем обойти весь центр и основные туристические объекты Екатеринбурга, встал вопрос, а что там можно поделать ещё. Приходили в голову разные варианты, в диапазоне примерно от “лениво лежать дома до вечера” до “сорваться и рвануть в Тагил”. Правда, с изучением карты и транспортной системы Свердловской области энтузиазма насчёт Тагила и подобного поубавилось. Поэтому круг направлений быстро сузился до ближайших пригородов и природных заповедников. И вот, в процессе изучения очередной подборки “куда выехать из Екатеринбурга на один день”, разглядывания красот Чёртова городища и парка “Бажовские места”, взгляд неожиданно наткнулся на манящую и родную надпись — Музей автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме.
Ни Верхняя Пышма (о которой я толком-то и не слышал раньше ничего), ни в принципе Свердловская область у меня никогда не ассоциировались с отечественной автомобильной индустрией. Аббревиатура УГМК где-то в глубине сознания вроде бы сидела, но тоже ни о чём не говорила, кроме непонятно откуда запомнившейся женской команды по баскетболу. Поэтому существование такого музея сразу заинтриговало, особенно сопровождаемого фразами типа “гигантский”, “одна из самых больших коллекций” и так далее — откуда здесь такое?.. Почитав о бэкграунде этого места, стало ещё интереснее — ведь Свердловская область это, можно сказать, сердце русской промышленности, суровый край заводов и рудников! Заняться индастриал-туризмом, познакомиться с этими сюжетами и заодно полюбоваться красивыми тачками — звучало крайне любопытно.
Ну и добраться до Верхней Пышмы оказалось проще, чем до любого из природных заповедников. К тому же это был повод прокатиться на екатеринбургском метро. Не то что бы мы ждали там каких-то откровений, но приятно увидеть что-то новое! Для меня это оказалось самое восточное посещённое метро (как собственно и многое “самое восточное” в поездке) и первое российское за пределами Москвы и Петербурга.
Лирическое отступление: в Екатеринбургском метрополитене, несмотря на всего одну линию и в общем-то скромный парк поездов, даже есть один состав, брендированный в честь Белоярской АЭС. Это вторая по счёту введённая в эксплуатацию и старейшая из ныне действующих атомная электростанция на территории бывшего СССР, которая находится в Свердловской области. Как бы я ещё об этом узнал? Так что местное метро оказалось ещё и образовательным туристическим объектом, здорово! 🙂
В общем, что же собой представляет Верхняя Пышма и откуда там музеи? Это северный пригород Екатеринбурга с населением около 70 тыс. человек. По сути — моногород, где практически всё от заводов до парков имеет тесную связь с УГМК, Уральской Горно-Металлургической компанией, самой крупной в России и одной из крупнейших во всём мире корпорацией по производству меди. В середине XIX века на том месте, где сейчас находится Верхняя Пышма, в истоках местной реки возникли первые промышленные разработки меди, что собственно и стало началом современной истории города.
В Пышме одно за другим запускались производства и строились заводы. Возле одного из них, Пышминского медеэлектролитного завода, который уже к тому времени являлся частью холдинга УГМК, в 2005-м году открылась стела “Журавли” в память о всех рабочих, не вернувшихся с Великой Отечественной войны.
Чтобы украсить стелу военной тематикой, откуда-то пригнали две зенитки. Видимо, композиция понравилась большим начальникам УГМК, и вскоре к зениткам добавилась ещё техника. А потом ещё, и ещё. Постепенно на площади скопилось настолько много военных и гражданских транспортных средств и орудий, что было решено преобразовать их в полноценную музейную коллекцию. В 2013-м году открылось здание выставочного центра военной техники, в 2018-м — аналогичное здание для гражданской техники, а между ними на территории под открытым воздухом расположились поезда, катера, самолёты и даже два детальных макета подводных лодок в натуральную величину! Как они всё это туда притащили?
Обойти все музеи за раз мы были ни морально, ни физически не готовы, поэтому было принято волевое, но вообще-то лёгкое решение ограничиться открытой экспозицией, а затем посмотреть гражданские авто.
Перед зданием выставочного комплекса музея автомобильной техники соврешенно внезапно обнаружилась новодельная копия “Рабочего и колхозницы”. Откуда она там взялась и что символизировала, мы не совсем поняли, но в общий монументально-торжественный антураж местной архитектуры вполне вписывалась.
Сам выставочный комплекс — это здоровенное четырёхэтажное здание, каждый уровень которого посвящён одной глобальной теме в истории отечественного транспорта.
На первом этаже представлены первые дореволюционные автомобили, в том числе самые роскошные, поставлявшиеся в Россию для чиновников и императорской семьи. Рядом рассказывают историю легендарного Ford T и знакомят с некоторыми знаменитыми эмблемами-маскотами, в числе которых был естественно Дух экстаза от Rolls-Royce и, к примеру, летящий аист оставившей короткий, но яркий след на довоенном авторынке компании Hispano-Suiza.
Второй и третий этажи полностью отданы под историю советского автопрома. И действительно, тексты из отзывов не врали: такой гигантской, подробной и полной коллекции автомобилей я не видел ни в одном музее до того! Найдено и представлено абсолютно всё, от первых “полуторок” АМО до “чёрных воронков” ГАЗ М-1; “Победа”, горбатый Запорожец и линейка Москвичей 402/407 во всех возможных кузовах, в том числе совсем редких. Уже относительно современные, встречавшиеся нам самим на дорогах (а то и первые/вторые авто в семье) ВАЗовские “копейки”, “пятёрки”, “семёрки” и “девятки”; Москвич 2141 (с окончательно утопившими весь завод АЗЛК неудачными потомками под ботарыскими именами вроде “Ивана Калиты” и “Юрия Долгорукого”) и длинные “Волги” ГАЗ-24 с тем самым легендарным тарахтящим звуком мотора ЗМЗ, который я в детстве не спутал бы ни с одной другой машиной на расстоянии километра.
Также на этих этажах встретились две экспозиции с лимузинами Гаража особого назначения для перевозки первых лиц государства (по возможности, загляните в недавно открывшийся основной музей этой организации на ВДНХ!), и даже мини-сценки с историческими сюжетами, в которых принимали участие те или иные авто.
Наконец, на четвёртом этаже здания разместилась коллекция советских мотоциклов, велосипедов и прочей не очень интересной мне двухколёсной техники, а также выставка отечественной гоночной продукции — да-да, она существует! — где правда в общем-то за всех отдувались разве что многочисленные болиды “Эстония” разных лет и вездесущий Lada Revolution.
Музей конечно поразил. Причём поразил не только количеством экспонатов, но и их качеством, разнообразием и бережным отношением, с которым всё было подобрано, расставлено и представлено посетителям. Ведь по сути, речь идёт о богатой, но всё-таки частной коллекции, но она настолько крутая, что вполне готова если не превзойти, то как минимум потягаться с многими государственными автомобильными музеями, в том числе даже и с всемирно известными монстрами типа Museo dell’Automobile в Турине.
Конечно же, для случайного туриста этот музейный комплекс — центр всего, что можно и нужно смотреть в Верхней Пышме. Больше там делать нечего, но это и не требуется, музей легко отнимет как минимум полдня.
Ну а если всё же хочется осмотреться по сторонам, рядом есть небольшой милый парк УГМК:
Технический университет УГМК — единственный в России негосударственный вуз, дающий техническое образование:
И ледовый дворец имени… нет, не УГМК, а Александра Козицина, погибшего в ДТП несколько лет назад бывшего директора того самого ОАО “Уралэлектромедь”, с памятника возле которого началась история музея техники. Собственно, именно Александр Козицин был первым и главным идеологом всего проекта, и именно ему, а также его брату Андрею, гендиректору всей корпорации УГМК, мы, вероятно, и должны быть благодарны, что в России появился такой топовый музей.
Насладившись этими прекрасными достопримечательностями, самое время сесть в 111-й автобус и вернуться обратно в Екатеринбург к станции метро “Проспект космонавтов”, что мы и сделали. Расположенная на одноимённой улице конечная станция единственной ветки метро — северные ворота мегаполиса и важный транспортный узел Орджоникидзевского (господи, как это выговорить) района, самого крупного и населённого, кстати, в Екатеринбурге.
На первый взгляд кажется, что это просто огромный спальный район. Но именно здесь в 30-х годах прошлого века было построено и введено в эксплуатацию по-моему самое известное во всех возможных хороших и плохих смыслах промышленное предприятие страны — Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ) им. Орджоникидзе, великий и ужасный Уралмаш. И пропустить такой городской чекпоинт было бы непростительно 🙂
Впрочем, никакой гипертрофированной суровости здесь не было. Улицы действительно выглядели как типичные провинциальные рабоче-спальные улицы, дворы — как типичные провинциальные рабоче-спальные дворы. О многом говорит даже вот такая милая мелкая деталь: в силу того, что в основном мы проводили время в центре города, именно тут нам встретился первый и единственный екатеринбургский дворовый кот, направлявшийся куда-то мимо по одним только ему ведомым екатеринбургским дворовым делам.
Закатанная в асфальт детская площадка. Вас бы удивило такое в своём городе? Вот и нас не особо. 🙂
Но интересная локация здесь всё же обязана была быть. Сердце Уралмаша — огромная площадь 1-й Пятилетки, окружённая характерными зданиями 30-х годов и, в том числе, некоторыми фасадами корпусов УЗТМ. На площади расположено трамвайное кольцо, большая автобусно-троллейбусная остановка, рядом в сквере — памятники тому самому товарищу Орджоникидзе и А.П. Банникову, первому директору Уралмашзавода, не дожившему до его ввода в эксплуатацию.
Также именно здесь в 2019-м году художник Покрас Лампас разместил свой известный арт-объект “Супрематический крест”, вызвавший бурную горячую реакцию со стороны религиозной общественности, приведшую в итоге к тому, что рисунок пришлось переделывать. Впрочем, судьба креста и без того незавидна: он толком не пережил первую же снежную суровую свердловскую зиму, и сейчас на камнях площади лишь видны кое-какие стёртые остатки росписи.
В глубине площади, за небольшим сквером скрылась святая святых — проходная УЗТМ, в которой заодно работает музей Уралмашзавода. Время было вечернее, народ как раз толпами сваливал с работы. Несмотря на то, что судя по всему золотые времена Уралмаша давно прошли, это всё ещё огромное и мощнейшее предприятие с гигантским количеством сотрудников всех областей, от классических работяг до офисных воротничков. И вокруг действительно чувствовалась эта атмосфера огромного предприятия!
Конечно, со стороны поездка на Уралмаш может показаться полным бредом — тут явно нет протоптанных туристических маршрутов и затёртых до блеска статуй. Но, во-первых, после Верхней Пышмы это оказалось по дороге, а во-вторых, лично для меня в путешествиях нет ничего круче и важнее разнообразия впечатлений. Если все дни делать и смотреть одно и то же, это скучно. Так вот, хотя бы краем глаза посмотреть не только на красивые фасады, но и на то, что за ними, увидеть, как сам город живёт, чем дышит — это очень в стиле моих поездок. Это не скучно.
Был в Екатеринбурге и ещё один, скажем так, не попсовый район, который мы зацепили вечером того же дня, вернувшись с Уралмаша. Большинству людей опять-таки делать там нечего. Но я пройти мимо не смог! В западной части города, в самом конце (или, точнее, начале, если судить по номерам домов) улицы Малышева возвышается Екатеринбург-Арена, пожалуй самый необычный футбольный стадион среди принимавших наш недавний Чемпионат мира 2018.
Если вы смотрели матчи, то точно его помните: классический советский фасад (объект культурного наследия, который нельзя сносить — ситуация примерно как с “Динамо” в Москве), над которым возвышается новая чаша, весёлые рыжие цвета местного ФК “Урал” и гигантские “временные” металлические трибуны-решётки за воротами, торчащие с двух сторон как отвалившиеся дольки большого протухшего рыжего апельсина. Их возвели специально к ЧМ, чтобы увеличить вместимость арены, и планировали снести сразу после турнира. Но как мы знаем, нет ничего более постоянного, чем временное. 🙂
Таким получился второй полный день в Екатеринбурге. На мой взгляд, в этот день удалось прочувствовать город как минимум не меньше, чем в первый, и он ожидаемо открылся совсем с другой стороны. Собственно, в этом и была главная цель. И после её достижения настало время собирать вещи и двигаться ещё дальше, ещё глубже на восток!