«You don’t win Le Mans. Le Mans lets you win». Лучшая гонка в мире.

Вчера днём уже почти придумал, как начну этот пост какой-нибудь фразой вроде «Они наконец смогли!», «Проклятье снято!» или что-то такое.
Но нет.
Они не смогли.
Пять безумных минут перевернули всё, и на наших глазах произошла история, аналогов которой я лично не видел никогда и вряд ли в ближайшее время ещё раз увижу. Казалось, что такое бывает только в кино, и какой-нибудь Брэд Питт, гостивший в этот уик-енд на трибунах, вот-вот взмахнёт рукой, декорации уберут и настоящая гонка спокойно завершится на радость заскучавшим слегка болельщикам… Но это всё случилось на самом деле, это и есть жизнь, это реальность и это — Ле Ман, место, где происходят самые невероятные вещи и где ты действительно понимаешь, чем может быть автоспорт и какие разные он может дарить эмоции. Место, которое учит никогда не сдаваться и бороться до самой последней секунды, а ещё напоминает, что иногда в жизни приходится проигрывать, и это может быть до ужаса тяжело, но если делать всё честно и правильно и верить в свои силы, то однажды всё обязательно получится.

Безумно жаль Тойоту, которая действительно вернулась в борьбу в этом году и отдала столько сил ради этого успеха, ускользнувшего за мгновение до финиша. Я видел все их гонки начиная с дебюта — и да, многое не получалось, в них не верили, над ними едва ли не смеялись уже в открытую. Но для меня, болельщика Ауди с 2009-го, Тойота навсегда останется командой, без которой банально не получилось бы чемпионата мира в 2012-м, да и всего остального последующего, что сделало WEC одним из самых крутых спортивных турниров на планете, сейчас просто могло было не быть. Они заслужили победить в Ле Мане после всех этих лет, но видимо одной только усердной работы для этого не хватает. Должно быть что-то ещё, что-то неосязаемое, мистическое, какая-то связь с этим местом, которая делает невозможное возможным. Связь, которая есть у людей из команды Порше, на счету которой теперь 18 побед, и этот рекорд становится ещё более внушающим трепет. Связь, которая есть у доктора Ульриха и Ауди, не дающая, несмотря на все беды и сложности, закончить хотя бы одну гонку вне подиума вот уже практически на протяжении 20 лет и приносящая невероятные успехи, например, как в 2011-м… Та гонка для меня до сих пор самое сильное впечатление от Ле Мана, и даже вчерашняя драма не смогла это перебить.
Но это спорт, это гонки, и правила есть правила. В Ле Мане побеждает тот, кто проезжает первым не 23 часа 57 минут, а 24 — и видит клетчатый флаг. Как бы жестоко это ни звучало, Тойота не выиграла 84-ю по счёту 24 часа Ле Мана, и ни один японский автомобиль по-прежнему так и не может покорить эту трассу уже третий десяток лет.
И очень иронично, что отказало именно турбо — единственное решение, которое могло принести команде победу в этом году. Они пошли на риск, отказались от проверенных временем и надёжных технологий и переделали машину практически целиком в надежде догнать улетевших вперёд соперников.
И почти получилось.
На 99.757%, если быть точным.
Почти.

И всё-таки, хоть и запомнится эта гонка конечно финишем, но в ней было кое-что и ещё, что лично мне обязательно хочется отметить. Каждое из этих событий по своему уникально, важно и по-моему никак не должно быть забыто.

Наши на подиуме. Да, в G-Drive настраивались только на победу, для этой победы делали всё на протяжении последнего полугода, и очень обидно, что в итоге проиграли победителю меньше круга — но и второе место в классе (и 6-е в абсолюте!!) это лучший результат, которого добивались российские команды и гонщики за всю историю Ле Мана. Ну а 3-е место СМП-шников вообще ценнее победы. Очень рад за всех наших парней — и уже звёзд Русинова, Петрова и Алёшина, и простых русских мужиков Ладыгина и Шайтара, что они смогли принести себе и нам столько радости.

Камбэк Форда. Форд — легендарная марка для Ле Мана, но все их последние достижения относились уже к бородатым 60-м годам 20-го века. И вот по случаю 50-летия своей легендарной победы в 1966м они вернулись в Ле Ман и сходу победили, причём победили не кого-то там, а снова, как и тогда, Феррари. И хоть лично я симпатизировал итальянцам, а по поводу легальности новой реинкарнации машины Ford GT и симпатий организаторов гонки ходило и продолжает ходить много всяких разных разговоров, это получилось красиво. Отдельно нельзя не отметить Себастьяна Бурдэ, в Ле Мане родившегося! — и уже много лет пытавшегося выиграть эту гонку, но каждый раз оступавшегося перед самой вершиной. И вот наконец получилось — не в абсолюте, да, всего лишь в классе GT, но надо было слышать, как его приветствовала толпа у подиума.

Последняя гонка в качестве инженера команды Ауди для Лины Гейд. Эта девушка уже много лет была бессменным «четвёртым участником» моего любимого и ставшего уже знаменитым экипажа Лоттерера-Фасслера-Трелуйе. Во многом, именно её гениальная работа стала залогом той уже упоминавшейся невероятной победы в 2011-м, а потом — ещё двух. Также на её счету чемпионский титул экипажа в 2012-м и много красивых побед на этапах WEC. Не представляю Ауди без Лины и буду очень скучать по её крутым радиопереговорам с пилотами во время гонок.

Фредерик Соссе. Ну а здесь, мне кажется, даже не нужно что-то говорить. Герой, которого не сломила жизненная катастрофа, показал всем нам, на что способен человеческий дух и сила воли. В последний час гонки, когда показывали, как он принимает смену от напарников, чтобы уйти на финальный отрезок и привести машину под клетчатый флаг, у меня на глаза едва не навернулись слёзы — и это тоже одна из тех многих чистых сильных эмоций, которые дарит Ле Ман.

84-й марафон получился незабываемым. Эта гонка уже прошлое, но впереди новые сюжеты, герои и победы. Однажды я обязательно доберусь туда и прочувствую всю эту атмосферу изнутри. Не могу иначе. 24 часа Ле Мана — это целая отдельная жизнь, это история, которая во много раз старше тебя, и прикоснуться к ней, стать хоть маленькой частичкой на одной странице этой истории — по-моему достойная мечта, к которой хочется стремиться. Все в Ле Ман! 🙂

Добавить комментарий