Совершенно прекрасный в своей скандальности сюжет произошёл вчера на финальной гонке сезона WEC в Бахрейне.
Немного предыстории. WEC переживает далеко не лучшие времена, в топовом классе прототипов (ныне — «гиперкаров») Тойота уже несколько лет соревнуется сама с собой, частный LMP2 давно превратился в монокласс из одного производителя, а теперь вот и в профессиональном кузовном классе GT (GTE Pro) большие проблемы: в этом году осталось всего две марки — Феррари и Порше, выставившие по две машины на сезон.
Плотность борьбы в GTE традиционно обеспечивалась с помощью BoP (Balance of Performance), когда довольно разные по своей конструкции и особенностям машины приводились примерно к одному “общему знаменателю” путём довешивания или снятия балласта, регулировки размеров топливного бака и скорости расхода топлива и так далее. Может быть, не очень честно чисто со спортивной точки зрения, зато гонки по уровню плотности и борьбы получались действительно просто огненные. Но к сожалению, то, что прекрасно работало в условиях многих производителей, привело к абсурду, когда разных машин осталось только две. Замедление одной неизбежно приводит к доминированию другой, после чего замедляют уже её и вперёд вырывается первая. Ну и так по кругу.
На предыдущем этапе Феррари утяжелили аж на 25 кг, что по меркам гоночных авто гигантская разница, отыграть которую в гонке не было никакой возможности — и Порше сделали победный дубль. Это взбесило итальянцев и они подали протест на правила, который впрочем был ожидаемо отклонён. Потому что, например, в Ле-Мане наоборот именно Феррари были уверенно быстрее Порше и победили, в то время как немцы с трудом зацепили третье место подиума (их объехали ещё и выступавшие вне зачёта Чемпионата мира американцы на Corvette).
Так или иначе, при всей этой запутанной ситуации к финальной гонке команды ухитрились подойти с равным количеством очков. Всё было просто: кто побеждал в гонке — Феррари с машиной #51 (гонщики Алессандро Пер Гуиди и Джеймс Каладо) или Порше с машиной #92 (Нил Джани и Кевин Эстре + дополнивший их экипаж на этом этапе третий гонщик Микаэль Кристенсен) — тот и становился Чемпионом мира.
Надо отдать должное балансировщикам и компьютерным алгоритмам, которые всё-таки смогли под конец года действительно уравнять машины по скорости. Борьба за победу шла все 8 часов, и развязка наступила буквально за 15 минут до финиша.
Пропуская на очередной круг более быстрый прототип LMP2, завершавший гонку в Порше #92 Кристенсен затормозил в повороте чуть раньше обычного. Наседавший на него сзади Пер Гуиди не успел среагировать, слегка поддел Порше носом, отправив в разворот на обочину, и проскочил вперёд, отъехав аж на 10 секунд.
Судьи быстро сориентировались и, воспользовавшись извечным дорожным законом “кто сзади, тот и не прав”, потребовали у итальянца вернуть позицию. А вот дальше началось самое интересное.
По трансляции и по таймингу было видно, что Пер Гуиди действительно замедлился, давая возможность Кристенсену отыграть эти потерянные 10 секунд и выйти вперёд. Однако в конце круга, когда до обгона оставалось уже всего ничего, тот неожиданно… поехал на пит-стоп! Объяснить такой пит-стоп за 15 минут до финиша было тяжело: можно конечно предположить, поверив самой команде, что это была запланированная совсем короткая дозаправка, но скорее всего они бы дотянули и без неё, чуть сильнее экономя топливо. Но вот сдержали бы более быструю Феррари на свежих шинах — это ещё большой вопрос. Более вероятно, что стратеги немцев решили выжать максимум выгоды из требования гоночной дирекции и немного “поабьюзить систему”: залить топлива, чтобы атаковать на всю катушку, и заставить Феррари (которым в свою очередь теперь надо будет дозаправиться) совсем замедлиться, дожидаясь, пока Кристенсен нагонит итальянцев после пит-стопа, раз уж всё равно те должны их пропускать.
Однако такую дерзкую идею не особо оценили ни соперники, ни судьи. Пер Гуиди также заезжает на пит-стоп через круг, выезжает впереди Порше… и начинает отрываться! В этот момент на Феррари ломается одно из двух креплений капота, вероятно чуть повреждённое в столкновении до пит-стопа. Казалось бы, вообще безвыходная ситуация — тебе надо пропустить соперника и в любой момент может отлететь капот, в лучшем случае просто нарушив баланс машины, а в худшем создав помехи себе и другим участникам гонки. Но Пер Гуиди и не подумал притормозить и в итоге финишировал первым, создав отрыв от почему-то бросившего бороться Кристенсена почти в 4 секунды.
На финише ничего не понимал вообще никто. Итальянцы радовались чемпионству, в Порше кипели от злости и разводили руками. В интервью Пер Гуиди только раз за разом повторял, что ничего не мог сделать в том столкновении (и, видимо, после?), а подошедший Нил Джани недвусмысленными жестами дал понять, что думают о таком исходе в его команде. Особенно забавно, что сам Кристенсен-то не боролся за титул, и как бомбили в боксах его напарники, не имея возможности никак повлиять на ситуацию, можно только догадываться.
Немцы подали протест, судьи его отклонили, немцы подали апелляцию на отклонение.
Что же произошло? Судя по всему, в момент когда Кристенсен поехал на пит-стоп, приказ обратно обменяться позициями был отменён. Это логично: в гонке невозможно остановиться и пропустить другую машину, которая отстала от тебя на полкруга (если ты не Кен Майлз, конечно). А вот почему приказ не повторили, когда машины снова оказались рядом…? Или не накинули, например, Феррари штраф секунд в пять сразу после финиша? У меня нет на это ответа, хотя интуитивно почему-то кажется, что итальянцы победили заслуженно. Не случись в предыдущей гонке дубля Порше против замедленной изо всех сил (и так же протестовавшей) Феррари, такая ситуация вообще бы не возникла. Само столкновение также не выглядело совсем уж однозначным. Но последней каплей наверняка стала хитрож….. наглость немцев, решивших злоупотребить благосклонностью судей. Обогнав #51 на трассе и заехав в боксы сразу же после этого, они бы закрыли вопрос с эпизодом столкновения и скорее всего остались бы впереди соперников. Возможно, они понимали, что Феррари всё равно будет быстрее после пит-стопа и со второго раза обгонит #92 чисто, поэтому и решили схитрить. Это был смелый и достаточно наглый риск, но он не оправдался. Впрочем, как уже сказано выше, будет апелляция. Но фанов Порше в интернете не остановить от самосуда уже сейчас. Камон, ребята, почему так душно?
Меня впечатлило, что в чемпионате, едва выживающем после ушедшей золотой эры в ожидании когда-то-там-наверное-возможной следующей, всё ещё случаются такие истории. И дело даже практически не в том, что я болею за Феррари во всех сериях, где они участвуют заводской программой. Так-то и против VAG’овских марок ничего не имею. Просто за пределами Формулы-1, которую всеми силами американских промоутеров и компании Netflix пытаются искусственно превратить в драматическое шоу, по-прежнему есть жизнь. Может быть, кино о ней конечно и не снимут, но болельщикам есть что обсудить. Спустя сутки после гонки до сих пор неизвестно, кто стал Чемпионом мира в классе GTE. Скандал? Конечно. Интересно? Не то слово! То ли ещё будет, когда те же самые Феррари и Порше подтянутся в главный класс гиперкаров. В общем, гонки на выносливость, как оказалось, ещё вполне себе торт. Прямо взбодрился.