Насчёт этого пункта плана до последнего были самые большие сомнения: во-первых, так получалось аж четыре города за один день, а жара не спадала и рюкзак за спиной меньше не давил. Во-вторых, из всех крупных городов на моём пути Лозанна объективно в силу и рельефа, и достопримечательностей меньше всего походила на туристический город, который можно за пару часов быстро пробежать и получить цельное впечатление. Но с другой стороны, Лозанна была прямо по пути обратно на север, в то время как например для Люцерна, который рекомендовали абсолютно все, пришлось бы делать небольшой крюк (правда, как выяснилось позднее, в результате это могло получиться и быстрее в итоге). В принципе я не прогадал, и хотя определённые факторы несколько подпортили общую картину, в целом Лозанна произвела отличное впечатление. Но обо всём по порядку.
По дороге из Женевы проехал через городок с милейшим французским названием МОРЖ, где сделал пересадку на другой поезд (хотя это было необязательно — но вот оно преимущество открытого дневного билета). Просто, ну… Разве можно было пропустить МОРЖ?
Лозанна с самого вокзала встречает напоминанием, что в этом городе самое главное и почему он так важен для всего мира. С 1915 года, то есть уже сто с лишним лет, здесь находится штаб-квартира Международного олимпийского компитета и принимаются все важнейшие решения, связанные с проведением олимпийских игр (да-да, и в том числе вся недавняя движуха, связанная с Россией и допингом, знал бы об этом летом — сделал бы какую-нибудь гадость ?).
Но судя по всему местные и без меня с этим справлялись, правда первое же встретившееся глубокомысленное волеизъявление местного народа на тему спорта оказалось вовсе даже и не про МОК.
Город расположен на довольно крутом склоне, причём сделано интересно: вокзал примерно посередине и с его уровня улицы отходят вниз, к Женевскому озеру, и вверх — к старому городу. Я решил пойти вниз, поскольку чисто по заранее нагугленным картинкам там казалось поживописнее. Ну и… да! Люблю воду!
Внешне улицы Лозанны напоминают любой другой центрально- и южноевропейский город, никакой особой изюминки, за исключением реально крутых подъёмов и спусков, нет.
Вокруг довольно тихо, живописно, но скучновато.
А вот у воды сразу стало повеселее. Основным местом скопления народа и достопримечательностей там является набережная Ouchy (Уши?) с красивым сквером, небольшой мариной и причалом для прогулочных лодок и паромов, переправляющих людей на дальний берег озера.
На небольшой насыпи у берега возвышается странная конструкция, то ли памятник, то ли элитное лежбище для чаек. Как я ни старался понять, что же это в реальности такое, выяснить так и не вышло, и лишь потом в интернете прочитал, что эта штука называется Eole Sculpture и примечательна тем, что свободно поворачивается в разные стороны в зависимости от розы ветров. Видимо особого ветра не было и я этого просто не увидел.
Там же стоит удивительный, как будто игрушечный, одноимённый замок (Chateau d’Ouchy), нынче превращённый в отель, вероятно очень дорогой и престижный.
Само озеро в этом месте показалось ещё более привлекательным, чем в Женеве. Удивительно чистая вода красивого цвета (о цвете швейцарских вод будет ещё дальше — в рассказе о Берне!), предгорья Альп на противоположной стороне, постоянно снующие туда-сюда кораблики… Только по-прежнему висевшая в воздухе дымка слегка смазывала картину, но, в то же время, и придавала определённую изюминку местной атмосфере.
Снова не отказал себе в удовольствии разложиться на камнях у воды и расслабленно насладиться моментом.
Конечно же, как и в любом европейском ленивом курорте, здесь очень много зелени и вообще повсюду яркие краски.
Местами набережная сильно напоминала даже французские города Лазурного берега, тот же Круазет в Каннах или что-то вроде того.
Примерно минутах в десяти ходьбы от замка Ouchy находится ещё одна крайне любопытная вещь, которую хотелось посмотреть — Олимпийский музей и небольшой парк вокруг него. В сам музей идти времени не было, и это конечно безумно жаль, но график поджимал. Походил вокруг, территория красиво ухоженная и наполнена всевозможными интересными штуками.
На ступенях лестницы, ведущей от набережной к музею, высечены имена всех факелоносцев, зажигавших Олимпийский огонь.
Интересные скульптуры и спортивные стилизованные объекты.
Красивая чаша с олимпийским (надеюсь, что из самой Греции!) огнём на фоне традиционного «Быстрее, выше, сильнее».
Место реально интересное и, я уверен, сам музей тоже не оставил бы разочарованным. В отличие от всего, что окружает МОК в последние месяцы, там как-то даже просто в воздухе витал дух доброжелательности, позитива и уважения. Грустно вспоминать, до чего мы докатились…
Так или иначе, пришло время подниматься обратно наверх. Изначально я надеялся пройти мимо вокзала, подняться до старого города и побродить там, но жара и рюкзак сделали своё дело: с двумя перерывами на мороженое и воду я с трудом добрёл только до железнодорожного уровня и там понял, что идти ещё выше сил уже нет. Поэтому принял решение найти поезд пораньше, доехать до Берна и может быть погулять подольше там… И тут меня ждал фантастический облом. На ж/д как раз по направлению в Берн что-то сломалось: все поезда отменялись один за другим и было решительно непонятно, когда ситуация восстановится. Мой билет не позволял сильно отклоняться от маршрута и объезжать это направление, к примеру, западнее через Нёвшатель, как я ехал накануне, в итоге выхода не было, так что оставалось только ждать.
Поняв, что вверх идти всё равно сил уже нет, взвалил обратно на плечи рюкзак и отправился бродить примерно по одному уровню в горизонтальной плоскости.
Издалека взглянул на старый город и очень крутой кафедральный готический собор Нотр-Дам. Удивительно, что даже по сравнению с Женевой, которая совсем рядом, тут тоже отчётливо видны какие-то свои отличительные архитектурные черты.
Вышел на смотровую площадку под названием Esplanade de Montbenon, с одной стороны которой стояло здание суда (Tribunal d’Arrondissement de Lausanne), а с другой открывался интересный вид вниз на город и озеро. Только многочисленные строительные краны всё портили, но куда ж без этого, правда?
Наконец официальное приложение швейцарских ж/д возвестило о том, что все проблемы устранены и поезда возвращаются в расписание. Надо отдать должное, всё прошло максимально по-швейцарскому чётко: движение отсутствовало от силы часа полтора.
Наспоследок ещё раз оценив рельеф местных улиц и сформулировав себе желание однажды сюда вернуться, чтобы погулять по верхней части города и заценить олимпийский музей изнутри, я вернулся к вокзалу и отправился дальше на север — в Берн.