Наконец, вымотавшийся и выжатый как самый кислый европейский лимон, к вечеру снова вернулся в Цюрих, замкнув таким образом полуторадневный круговой маршрут. Здесь мне предстояло переночевать и сесть следующим утром на великолепный Eurocity компании Trenitalia, чтобы пересечь Альпы и добраться наконец до основной цели всей поездки по ту сторону от швейцаро-итальянской границы. Самым большим и практически единственным желанием было доползти до отеля, заселиться и не вставать с кровати до утра, но ещё накануне я дал себе обещание: нужно было всё-таки доделать кое-какие туристические дела в этом прекрасном городе и, в частности, взглянуть хотя бы одним глазком на Цюрихское озеро. Так что, отдохнув с дороги буквально полчаса, туда и направился.
Дело было вечером, уже потихоньку темнело. К самому озеру я пришёл ещё засветло, но как раз спускались сумерки, вокруг зажигались огоньки и весь город погружался в тихую послерабочую атмосферу отдыха и расслабухи. Погрузиться в расслабуху очень хотелось и мне самому, в результате чего фотографировать что-либо вокруг было невероятно лениво.
Но честное слово, у озера было очень классно ?
Как и в Лозанне, от берега отходят прогулочные кораблики, а вокруг них неторопливо плавают лебеди, чайки и прочие крякающие утки. А ещё на набережной стоит Ганимед, объясняющий большому эээ… орлу (?), почему на небе висит Луна и каким образом она светится.
Посидел на лавочке у воды и, съев на ужин вкусный сэндвич (я намеренно акцентируюсь на еде время от времени, потому что весьма печальный факт в том, что ничего сложнее бутербродов и бургеров в макдональдсе я за двое суток так и не съел — дорого!), отправился к мосту Мюнстербюкке, соединяющему, как следует из его названия, две стоящие друг напротив друга огромные кирхи. Церкви сами по себе не такие уж старые, но названы по старинным монастырям, когда-то располагавшимся на этом месте: уже замеченную мной накануне Grossmünster, построенную на месте мужского монастыря, и не менее крутую Fraumünster на противоположном берегу — на месте, логично, женского (так и смотрели чуваки, видимо, друг на друга из окон своих монастырей через реку… бедняги).
Мост хоть и был формально автомобильным, ощущения оживлённой магистрали мягко говоря не производил. Полторы машины в час, проезжая часть, выложенная брусчаткой, широкие тротуары, уличный музыкант, неторопливо тренькающий какую-то мелодию, прогуливающиеся туда-сюда весёлые туристы… Очень умиротворяюще.
И неплохой вид на озеро, опять же!
Под одной из стен Фраумюнстер притаилась небольшая площадь Мюнстерхоф. Прямо в её центре на брусчатке внезапно стояли обыкновенные стулья, на которых, видимо, кто угодно мог посидеть, а сверху была натянута какая-то странная психоделическая растяжка. И довершали картину весёлые разноцветные домики с традиционными немецкими фасадами.
И вот тут, на всех этих расходящихся в разную сторону от Фраумюнстер узких тихих улочках города меня опять накрыло той же Офигительной Швейцарской Вечерней Атмосферой ™, что и в Женеве днём ранее. Ничего подобного от Цюриха я не ожидал, но вот уже второй раз за двое суток убедился в крутости и непонятном… необычном спокойствии этого города, какой-то умиротворённости и достоинства. Не то чтобы было совершенно тихо, не то чтобы вокруг совсем не было людей, совсем нет. Просто не хотелось никуда торопиться и спасаться от вот этого давящего чувства бешеного ритма, вечно преследующего тебя в мегаполисах.
Обратно до отеля я шёл в совершенно прекрасном расположении духа, вспоминая весь маршрут этого дня и гордясь собой, что удалось его вот так практически без заминок реализовать и красиво закончить. С трудом укладывалось в голове, что буквально за одни сутки получилось объехать по факту реально чуть ли не пол-страны и исполнить ещё одну свою локальную мечту из категории путешествий.
И вот наконец настал день великого воссоединения с бандой (#BandaEpicReunionDay). Утром было весело: я лениво собирался в отеле и с интересом почитывал, как ребята выдвигались из мест своей дислокации во всевозможные аэропорты и вокзалы… Камон, Лена встретила в зале отлёта настоящую всамделишную СБОРНУЮ РОССИИ ПО БАСКЕТБОЛУ и вела нам прямой репортаж с места событий! Мог ли день начаться эпичнее? ?
Затем не торопясь двинул в сторону вокзала. По дороге снова заглянул в прекрасный Линденхоф, утром там оказалось ещё душевнее и круче, только вместо романтичных парочек на лавочках расселись какие-то серьёзные коллеги по работе в рубашечках (банкиры, наверное) и по соседству никак не могла нафоткаться стайка ранних туристов.
Напоследок взглянул на Лиммат и кирхи.
Не смог отказать себе в удовольствии закупиться настоящим швейцарским молочным шоколадом в Läderach (рекомендую на будущее — всем, кто это прочитает, и себе самому тоже, чтоб не забыть)) — одном из многочисленных магазинчиков подобной тематики на Банхофштрассе. И хоть до Москвы, ясное дело, эти вкусняхи дожить никак не могли, каким-нибудь миланским вечером использовать их по назначению в качестве десерта после пиццы было самое то.
Наконец в четвёртый по счёту раз очутился на Zurich-HB. Плутать не пришлось: EuroCity 17 до Милана отходил с одной из платформ верхнего уровня, так что ждать отправления можно было практически на свежем воздухе. И здесь конечно немецкие швейцарцы в очередной раз показали, почему они немецкие и почему швейцарцы. На табло у платформы было указано не просто время отправления, маршрут, номер поезда и всякие такие стандартные вещи, но и подробная схема вагонов, разбитая по секторам, и наглядная информация о том, куда нужно садиться, чтобы уехать в Милан, а куда — чтобы остаться в отцепленной половине поезда в Лугано.
Лирическое отступление. Тут, конечно, вспоминаются наши приключения во Франции в 2013-м. Местный сайт ж/д делали явно не немцы и даже не швейцарцы, в результате чего ровно в такой же ситуации со сцепленным из двух частей TGV нам продали билеты до Ле Мана… на несуществующие места. То есть на те места, которые мы без задней мысли заняли, нашлись ещё одни претенденты (и они оказались правы), а в той половине поезда, которая была «наша», такой комбинации номера вагона и кресел тупо не нашлось. В результате пришлось ехать час на откидных боковушках возле сортира в тамбуре одного из вагонов, благо контролёры попались понимающие, адекватные. Надо было видеть их лица, когда они пробивали PNR’ы и убеждались, что билеты на сто процентов валидные, но мест таких в поезде действительно нет… ?
Здесь же такая ситуация была исключена. Я занял своё место в поезде и, попрощавшись с Цюрихом, окончательно двинул на юг.
Глядя на карту и планируя путешествие, я предвкушал, как поеду через Альпы и буду смотреть на всю эту красоту вокруг не отрывая глаз, но все мечты разбились о суровую, логичную и хайтечную реальность: если в предгорьях мы ещё ехали по поверхности и смотреть по сторонам было интересно, то сквозь самую вкуснотищу пронеслись по открытому буквально полгода тому назад Сент-Готтардскому туннелю, самому длинному туннелю Европы, прорубленному на большой глубине под несколькими мощными альпийскими пиками. Про него у нас даже в «Вокруг света» прошлой зимой написали. Благодаря туннелю, путь до Милана сократился почти на 40 минут и в принципе стал более простым и удобным. Но блин!! Почти полчаса, которые могли бы стать самыми интересными во всей дороге, я ехал в темноте и тупо читал книжку. Обидно.)
А ещё, вопреки ожиданиям, на границе с Италией в поезде нарисовались суровые дяди-пограничники в красивых форменных шапках и с оружием на поясе. Они выборочно проверяли пассажиров и я не сомневался ни секунды, что мимо меня не пройдут: ведь конечно, семья арабско-турецкой наружности с пятью детьми никаких подозрений не вызывает, а вот одиноко сидящий белый европеец с рюкзаком в обнимку по-любому потенциальный нарушитель и вообще террорист. Справедливости ради, суровые дяди были предельно вежливы и корректны, но всё равно прошерстили и весь паспорт, и билеты, и внимательно изучили кошелёк (а у меня там три валюты вперемешку, хе-хе).
Вспоминая эти два дня, я понимаю, что рисковал, соорудив такой бешеный и выматывающий маршрут, но оно того стоило. Швейцария впечатлила. Восхитила. И местами откровенно поразила, насколько можно было поразить всего за какие-то считанные дни. Да я бы не поверил сам себе, если бы до поездки сказал, что захочу вернуться в немецкий Цюрих и тем более в французскую Женеву! Но они открылись совершенно с другой стороны, вот что значит дурацкие стереотипы.
Конечно, с любой поездкой в Швейцарию возникнут совершенно бытовые сложности: отели за сто франков за ночь, в которых даже душ может быть не в номере, а на этаже, это не дело. Пицца в ресторанах по двадцать франков, особенно когда в паре сотен километров южнее она стоит восемь евро и при этом вкуснее — тем более провал. Проехать на поезде из пункта А в пункт Б легко может стоить франков 40-50, а если ещё и с промежуточными остановками, либо покупая билет на месте, — и все 80. Говорят, дороже Швейцарии среди стран старушки-Европы разве что только Норвегия.
Но какая в сущности разница, если живём один раз, правильно же? И к слову, в Норвегию я тоже очень хочу.
И рассуждая так, я сам не заметил, как пролетели три с половиной часа и мой поезд не спеша и с достоинством подкатил к монументальному Милано Чентрале. Там меня уже ждала такая же безбашенная туристка Лена, сама только что прикатившая из Турина, и остальные должны были вскоре подтянуться на нашу небольшую гоночно-культурную тусовочку… Впереди были пропавшие чемоданы, пиццерии с румынскими официантами, падавшие под трибуны Аутодромо Национале телефоны, легендарно мокрая суббота и восхитительные в своей милоте и наглости утки на городском пляжике Варенны. Много всего было, что до сих пор сидит в голове как самые яркие воспоминания всего года. Впрочем, это уже, как любят говорить, совсем другая история ? Главное во всём этом то, что жизнь была совершенно прекрасна — и что вообще может быть самым главным в любом путешествии, если не это.