У меня есть, признаюсь, не совсем объективное, но всё-таки устойчиво сложившееся впечатление, что если в России все традиционно романтически вздыхают и хотят однажды попасть в Петербург, в Испании — в Барселону (ну ладно, эти-то примеры, допустим, логичны), то в Италии аналогичное происходит с Флоренцией. Безусловно, в каждом случае такая популярность и репутация возникла не на пустом месте. Но часто, если начинаешь спрашивать, а что, мол, конкретно тебя во Флоренции интересует? — в ответ получаешь только общие фразы: ну, там же Уффицци, там Понте Веккио, там Данте и Леонардо родились… и вообще там ууух Ренессанс, ууух Тоскана!
Знаете, ну такое себе по-моему. Флоренция на самом деле офигенна и можно всю жизнь потратить, изучая её историю или вклад в мировую культуру и науку. Но когда туда стремится приехать каждый первый турист со всех уголков планеты, этот город, который и так-то не самый большой и современный даже по меркам маленькой Европы, превращается в гигантский, шумный, не очень чистый и опрятный муравейник, гулять по которому приходится очень аккуратно. Увы, на мой взгляд простого понаехавшего из 15-миллионного мегаполиса туриста, это беда всех подобных замечательных в общем-то мест: и Амстердама, например, и Барселоны, и того же самого Петербурга.
Во Флоренции действительно тесно. Кто-то скажет, что это и есть фишка всех итальянских городов, но мне правда легче дышится на открытых пространствах и широких улицах. Конечно, тут они тоже есть, слава богу, что город хотя бы стоит на реке (Слышишь, Милан?..)! Но этого недостаточно, к тому же самая изюминка-то там не в реке.
Во Флоренции шумно. Причём это не «шум мегаполиса», как в Москве или Лондоне, потому что масштабчик не тот, это именно туристический, тусовочный шум. Иногда от этого ощущаешь себя в центре большой и крутой движухи, а иногда наоборот хочется поскорее убежать оттуда, закрыться в отеле глухими ставнями и вздохнуть в тишине.
Но во Флоренции, чёрт возьми, эпично. На втиснутую в узкие улочки громадину Santa Maria Del Fiore можно любоваться бесконечно, а старинные палаццо, скульптуры и галереи прямо-таки кричат о том, какие они гордые, уникальные и грандиозно-исторические.
И в то же время, это достаточно большой город, чтобы в нём было по-настоящему разнообразно. Покрытые брусчаткой площади? Пожалуйста. Древние крепостные стены с зубчатыми башенками и узкими бойницами? Не вопрос. Скверы с лавочками, где можно отдохнуть от палящего солнца и посмотреть, как местные ребятишки, возможно будущие Батистуты, Баджо и Тольдо, гоняют рваный мяч на футбольной коробке? Или, к примеру, гигантская синагога, внешне выглядящая как нечто среднее между византийскими, турецкими и русскими религиозными сооружениями одновременно? А ведь есть ещё Сады Боболи, куда мы не попали (помните «Инферно» Дэна Брауна?) и — продолжая футбольную тему — знаменитая школа Коверчано на восточной окраине….
Ещё во Флоренции атмосферно. Не везде правда, но пробовали ли вы когда-нибудь забраться на площадь Микеланджело на закате, чтобы под стаканчик леденящего granito посмотреть, как город сначала постепенно тонет в дымке и сумерках, а потом выплывает обратно в огнях очень стильной и аккуратной золотой подсветки?
И кстати, тут ещё очень интересно пахнет. К традиционным запахам кофе, пиццы и старины неожиданно подмешивается запах тосканской кожи, изделиями из которой, оказывается, регион славится не меньше, чем холмами, виноградом и культурно-историческими ценностями!
Постепенно приходит осознание, что Флоренция — это такая во многом самая итальянская Италия, которая только может быть. Даже, как говорят знающие люди, сам итальянский язык здесь наиболее классический и каноничный. Конечно, двух дней ни за что не хватит, чтобы прочувствовать всё это по-настоящему! Но по крайней мере после них первоначальный цинизм слегка отступает и уже определённо сильнее хочется дать городу шанс. Это уже немало. Просто пожалуйста… давайте не все сразу 🙂