После Сильверстоуна у меня оставался ещё один день до отлёта, который надо было как-то провести с пользой. Можно было остаться в Лондоне и пройтись по ещё нескольким интересным местам, например сгонять в зоопарк или посмотреть бывший Russia Dock напротив Кэнери Уорфа… Но я решил для разнообразия ещё куда-нибудь выбраться из города и посмотреть на другую Англию, не только столичную. До последнего выбирал между Кембриджем и Ла-Маншем и в итоге всё-таки склонился к Дувру: моя известная любовь к воде победила не менее известную любовь к науке. Тем более что Кембридж это почти то же самое, что и Оксфорд (главное только при них это вслух не говорить), а в Оксфорде я уже был.
Дувр это один из самых знаменитых портовых городов Великобритании, ворота на остров для пассажирского и грузового автомобильного транспорта, приплывающего сюда на паромах из Франции. Кстати, я не знал, а Евротуннель, сильно снизивший в своё время нагрузку на паромы, оказывается, выходит на поверхность не здесь, а чуть дальше от пролива — в Фолкстоне. Так что тут чисто корабельная тема. Порт занимает огромную территорию на окраине города, а постоянно приплывающие в него и отплывающие к другому берегу гигантские паромы, безусловно, добавляют изюминку в ленивое прибрежное существование местных жителей.
Но вообще-то Дувр это не только порт, но ещё и невероятно древнее и историческое место, благодаря своему географическому расположению и рельефу повидавшее огромное количество народов, событий и сражений — от древних римлян, впервые приплывавших на эту землю, до солдат II-й Мировой и современных мигрантов, всеми силами старающихся попасть на заветный остров. А расположенные по соседству легендарные белые меловые скалы притягивают к себе туристов со всего света — и совершенно по делу.
Сев на скоростной поезд на шикарном (по моему скромному мнению, самом красивом внешне) вокзале St. Pancras International, спустя всего час я уже был на побережье и вдыхал чистейший морской воздух.
Город настолько маленький, что выйдя из здания станции и пройдя буквально пять минут, я очутился уже в самом центре, на красивой пешеходной улице с церковью и фонтанами на симпатичной площади. В другую сторону от этой площади отходила невероятно живописная улица с лаконичным названием Castle Street, которая, как можно догадаться, вела прямиком к главной достопримечательности в черте города, не считая порта — Дуврскому замку. Туда я первым делом и отправился.
Дуврский замок, расположенный на высокой скале, за свою историю выдержал не одну осаду и был одной из главных точек обороны Англии во время II-й Мировой. Поэтому сейчас там на территории удивительным образом переплетаются средневековые рыцарские мотивы и относительно современная военная тематика: зенитки, бараки и подземные бункеры. Сам замок — это настоящая классическая средневековая крепость, со рвом, стенами, башнями и внутренней территорией, которую определённо было очень трудно штурмовать и захватить.
Во дворе готовили какую-то аутентичную стряпню на костре, детишки бегали и сражались деревянными мечами, а ради великолепных видов города можно было забраться на открытую крышу.
В замке в принципе можно было провести добрых полдня, исследуя все уголки и подземелья, но у меня время было ограничено, поскольку впереди ждала вторая часть программы — Белые скалы, знаменитые White Cliffs of Dover.
Спустившись от замка, закусив бургером в макдаке и зачекинившись на самолёт, я туда и отправился (это такая похоже прикольная уже традиция — чекиниться из самых странных мест, например как-то мы с трудом ловили вайфай во дворике музея Феррари в Маранелло и регались оттуда, а спустя полгода чекинились, сидя в толпе возле выхода из макдака сочинского Розы-Хутора). Дорога к скалам вела через прибрежную зону города, которая сама по себе оказалась очень живописным и потрясающе спокойным местом для территории, в 500 метрах от которой находится огромный грузопассажирский порт. На пляже можно было освежить руки и лицо водичкой Ла-Манша (хотя его там никто так не называет. Только English Channel. Гордость национальная, знаете ли.. И всё такое), а сидя на лавочке — погреться на выглянувшем из-за облаков солнце и позалипать на гигантских и очень наглых чаек, которых тут просто немеряно. С этими чайками я уже был знаком по Брайтону из первой поездки — они практически не боятся людей и даже смело подлетают к тебе, едва учуяв какую-то еду.
Практически сразу, как кончается территория набережной, начинается порт и скалы — и вот в этой узкой полоске между ними как раз и проложена пешеходная дорожка наверх. Последние дома, расположенные прямо у подножья отвесных меловых стен, закончились — и я начал взбираться в гору (как будто мало мне было физкультуры и уже пройденных к этому моменту за предыдущие четыре дня 60 с лишним км!).
Поначалу всё это выглядело так, будто я попал в обыкновенный пригородный парк: вокруг росли какие-то кустарники и невысокие деревца, пели птички, жужжали насекомые, ничего в целом особенно, за исключением того, что по правую руку был крутой обрыв и где-то там внизу шумел порт. Здесь встретилась интересная фауна: помимо вездесущих чаек, стали попадаться какие-то более редкие птицы, а потом я неожиданно наткнулся на мирно пасущихся среди людей лошадок! Выяснилось, что это уникальные дикие Exmoor Ponies, которые водятся чуть ли ни только в этом месте и являются местной гордостью.
Но постепенно растительность всё редела, земля под ногами приобретала всё более белый цвет — бедная моя обувь! — и в какой-то момент передо мной открылись пейзажи, каких я никогда до того в жизни не видел. Честное слово, это просто невозможно описать словами и показать на фотографиях, хотя я и очень старался и практически не выпускал фотик из рук! Гигантские скалы, ущелья между ними и уходящие вдаль, за горизонт, петляющие пешеходные дорожки, люди на которых на фоне этих скал казались просто ничтожно микроскопическими. К этому моменту погода окончательно разгулялась, небо расчистилось, и всё это великолепие заиграло яркими красками на тёплом весеннем солнышке.
Было так хорошо и так спойкойно, что в какой-то момент я решил сделать перерыв, просто уселся на траву и стал глядеть по сторонам — на природу, на скалы, на море, на проплывающие мимо кораблики. Пожалуй, это были одни из самых атмосферных моментов всего путешествия, и хотелось как можно лучше их запомнить — потому что такие классные моменты запоминаются обычно на всю жизнь.
Пешеходный маршрут заканчивался возле живописного маяка, где можно было отдохнуть, выпить настоящего английского чая, а затем отправиться назад. На обратном пути я уже ничего не фоткал, а просто смотрел на всё это ещё раз собственными глазами, наслаждаясь каждой секундой, каждым тёплым солнечным лучом и свежим порывом ветра. Неожиданно “затычка” на один последний день превратилась в отдельное сумасшедшее по красоте и впечатлениям приключение, занявшее достойное место и с возвращением в огромный Лондон, и с посещением Сильверстоуна.
Дувр действительно поразил меня до глубины души, и я ничуть не жалею, что выбрал именно его. Это стало завершением поездки, лучше которого и придумать было нельзя, настолько всё классно сложилось. И снова, как и в предыдущие дни, счастливая глупая улыбка не сходила с моего лица до самого отеля — и по-моему, это самый главный показатель того, что всё что я делал, я делал правильно.