Зимой 2006-го года в Турине состоялась зимняя Олимпиада, пожалуй первая, за которой я достаточно внимательно последовательно следил. До этого что-то отрывочно помню из зимы 98-го и 2002-го (особенно допинговые скандалы, конечно, но не только), но вот так чтобы осознанно, с интересом и интернетом – точно первая. К тому же Италия, близкая, любимая и понятная по культуре страна (настоящая Феррари крутит пончики на церемонии открытия, что может быть понятнее и ближе?!), удобное европейское время трансляций, красивые альпийские пейзажи… Мы даже, помню, в школе что-то обсуждали на переменах про спорт, чего ни до, ни после по поводу каких-либо крупных событий не случалось. Засуживали ли Слуцкую в фигурном катании? За что так внезапно и весело забанили половину сборной Австрии? Насколько крут был золотой финиш Дементьева в скиатлоне, который я не видел, потому что в это время занимался физикой с репетитором?.. Короче, прошло уже много времени, но отчётливо помню, что там было за кого поболеть, было на что поглазеть и в общем всё понравилось.
И вот спустя тринадцать с лишним лет судьба занесла на пару дней посмотреть этот самый Турин. Конечно среди прочего мне захотелось немножко прикоснуться к его олимпийской истории и понять, осталось ли в городе ещё хоть какая-то атмосфера с тех времён.
Традиционно считается, что поддерживать постолимпийское наследие городу-хозяину очень тяжело финансово и… скажем так, социально. Кто-то справляется с этим лучше, как Лондон или даже Сочи, при всех шуточках, а кто-то хуже, как Рио или Афины. Это если из свежего. Турин в моих глазах стал примером того, как в одном месте совместились оба варианта: что-то реализовали по-североевропейски основательно и чётко, а что-то типично по-южнораздолбайски пустили на самотёк.
Сами местные вроде бы одним из главных достижений Олимпиады считают постройку в городе метро. Ну, как метро… По факту это всего одна ветка длиной в 21 станцию, соединяющая западные окраины, туристический центр, жд-вокзалы Porta Nuova и Porta Susa и район Lingotto на юге, где собственно и расположили большинство олимпийских объектов. Но прямой связи тут, как оказалось, нет, так как выяснилось, что участок Porta Nuova – Lingotto построили аж в 2011-м, то есть спустя целых пять лет после Игр! И по факту, для чего первый кусок этой линии был нужен в 2006-м, не очень понимаю. Да и потом тоже. Не знаю, насколько сильно эта штука помогла с решением транспортных проблем в городе, но на мой взгляд туриста-дилетанта со стороны, автобусно-трамвайная сеть по куче очевидных причинам там всё ещё намного популярнее и удобнее, а подземка – аттракцион с прикольными беспилотными поездами, такими же как кое-где в Барселоне, Милане и лондонском DLR.
Как бы то ни было, до нужного места я доехал именно на метро, раз уж такое дело, всего минут за двадцать от Porta Nuova. Сам по себе город-то небольшой по меркам даже европейских мегаполисов…
Изначально Линготто являлся промышленным сердцем Турина, где были расположены наиболее мощные заводы Фиата (главная гордость города, конечно) и другие крупные индустриальные объекты. Но, как и во всём мире в последние годы, подобные производства выносят подальше за городскую черту и месту района в городском планировании требуется очевидное переосмысление. Тут-то и пригодилось право принять Олимпиаду.
Буквально возле выхода из метро находится гигантский 8 Gallery (или Consorzio Lingotto, я так и не понял, как правильно называется само здание) – бывший сборочный цех Фиата, один из крупнейших в мире во времена своего расцвета, с огромным испытательным треком на крыше (!), ныне переделанный в торгово-выставочный центр с магазинами, фудкортами, аудиториями и коворкингами. В 2006-м там располагался пресс-центр Олимпиады и вокруг, видимо, кипела бурная медиа-жизнь.
Про историю Fiat Lingotto есть неплохая заметка на BBC и тред на gtplanet с интересными историческими фоточками и видео, включая кадры из знаменитого фильма The Italian Job.
Если пойти от 8 Gallery вниз в сторону реки, можно выйти к Национальному автомобильному музею, ещё одной достопримечательности, которой знаменит Турин. К наследию ОИ это не имеет никакого отношения, но весьма забавно, что и он тоже находится в этом же районе. Конечно, исследователи культуры и, например, почитатели достойнейшей Савойской династии не согласятся, но лично для меня именно здесь, в самом центре спортивной, автомобильной, промышленной истории города ощущалось его настоящее сердце, его дух и смысл. Стоит ли упоминать, что именно главная улица района Линготто, а точнее даже широченный проспект, проложенный между ним и соседним Mirafiori , где расположена туринская штаб-квартира Фиата, названа именем самого известного туринца во всём мире — синьора Джанни Аньелли?
По соседству с 8 Gallery расположен Oval Lingotto – бывшая конькобежная арена, где побеждала заслуженный депутат Госдумы Светлана Журова, а ныне выставочный центр. А чуть в стороне в пешей доступности находится Torino Palavela, ещё одна спортивная арена, подходящая для кучи видов спорта – от баскетбола до художественной гимнастики, на Олимпиаде ставшая домом для шорт-трека и фигурного катания. Именно там всех разрывали Плющенко и наши пары, падала Слуцкая, а кореец Ан Хён Су, некоторое время спустя оказавшийся кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени Виктором Аном, завоевал свои первые три олимпийских золота.
По другую же сторону от этого кластера через широченное полотно жд-путей перекинут необычный и очень красивый пешеходный мост Passerella Olimpica: по нему во время Олимпиады спортсмены и все остальные, тусовавшиеся в районе медиацентра и катков, попадали в олимпийскую деревню. В 2006 году, судя по немногим фоткам, которые удалось разыскать, там всё выглядело гораздо чище и аккуратнее, а сейчас, хоть за местом и пытаются по мере сил следить, всё постепенно приходит в упадок. Идти по мосту было… не то что бы стрёмно, скорее временами просто не слишком приятно эстетически. Но всё равно круто! Понимаешь, что ровно по тому же маршруту, где ты идёшь, ходили Олимпийские чемпионы, что они смотрели по сторонам и видели ровно то же, что видишь ты. В этом месте действительно чувствовались остатки той атмосферы, но вместе с тем и лёгкая грусть, что те времена навсегда ушли.
Но вот что точно поразило сильнее всего, так это находящаяся по другую сторону моста Villaggio Olimpico, то есть олимпийская деревня. Конечно, я давно читал про то, как за этой территорией никто не следил, как там образовалось гетто беженцев, как его потом разгоняли чуть ли не армией (собственно, если бы не разогнали, я бы туда и не сунулся). И в общем-то конечно реальность оказалась совсем не такая эпически страшная, как рисовало воображение. Некоторые домики даже привели в нормальный вид и открыли там какие-то магазинчики, офисы и хостелы. Но всё равно. Пожалуй, наиболее подходящие для описания этого колоритного места слова – тлен, безысходность и днище. Днище социальное, днище организационное, днище, если можно так выразиться, урбанистическое.
Да, кто-то может возразить, что у нас пол-России выглядит страшнее, чем этот район, и вообще я зажрался в своей Москве – возможно. Но это вопрос ожиданий. От пол-России, к сожалению, такого уже давно с болью ожидаешь, не удивляешься. А вот от олимпийской столицы – ну как-то нет. И потом извините, я живу всю жизнь по соседству с такой же (ну почти, по смыслу, а не по форме) Олимпийской деревней. И считаю её одним из самых крутых наших спальных районов города. Мне есть, с чем сравнивать.
О том, что творилось в туринской Олимпийской деревне ещё буквально пару лет назад, очень хороший фоторепортаж сделали в РБК.
Откровенно говоря, находиться возле Villaggio Olimpico больше пяти-десяти минут бессмысленно – делать там нечего и смотреть на ржавые заборы, обшарпанные стены и ушедший навсегда из этого места праздник никакого удовольствия не доставляет. Читал, что на данный момент самый вероятный план от властей Турина – снести к чертям всё это и построить что-то другое, чем можно будет управлять и во что можно будет вкладывать силы и ресурсы. Может, это и к лучшему. Но надеюсь, хотя бы мост сохранят.)
Недалеко от Линготто есть и третье место притяжения туристов, связанное с Олимпиадой. Уйдя из деревни по Via Asunción и затем свернув на – внезапно! — Corso Unione Sovietica и пройдя по ней минут пятнадцать мимо местной Высшей школы экономики и милого плавательного бассейна, я дошёл до огромной площади Piazzale Grande Torino, где находятся хоккейный дворец спорта Pala Alpitour, ну а рядом с ним – собственно главное спортивное сооружение в городе, Олимпийский стадион Турина.
Честно говоря, в этом месте я тоже надеялся испытать какую-то возвышенную одухотворённость – всё-таки именно здесь проходили церемонии открытия и закрытия Игр, здесь начинался праздник и горел олимпийский огонь. Но…На самом деле всё выглядело как-то очень… буднично что ли, пустынно и невзрачно. Подойти к стадиону оказалось невозможно, всё перегорожено заборами и стенами, и лишь пара каких-то замученных жизнью фанатов ФК Торино, пытавшихся, видимо, раздобыть лишний билетик на ближайший домашний матч в одиноком окошке старенькой кассы, хоть как-то напоминали о том, что в этом месте проходили – и до сих пор время от времени проходят – жаркие спортивные битвы.
На самом деле, по итогам этого дня я так и не смог однозначно понять, какие же у меня эмоции вызвало олимпийское наследие Турина. С одной стороны, чувство причастности к огромному и важному событию чувствуется: то тут, то там на пути встречается какая-то идентика, логотипы, шрифты тех времён. По всему городу расставлены забавные и не очень понятные красные столбы с буквой T, тоже привет из 2006-го, они притягивают взгляд и в особо пустынных местах жалобно поскрипывают на ветру. Некоторые спортивные объекты обрели вторую, а то и третью жизнь. Это здорово! Но у меня так и не появилось ощущение, что местные жители действительно живут этим наследием. А уж тем более трепетно относятся к его сохранению. И всё равно даже в таком традиционно итальянском бардаке есть своя красота и… сила?
Да, Турин очень крутой и красивый город, но всё-таки его крутость не в том, что это олимпийская столица. Наверное, для четвёртого по величине итальянского города, чуть ли не целиком включённого в список ЮНЕСКО, это нормально. Хоть и чуточку обидно для меня, как для спортивного болельщика. 🙂
Посмотрим, что на это скажет Милан в 2026-м!