Берн до последнего оставался для меня загадкой, кроме нескольких очень красивых фотографий в интернете я вообще не представлял, что это за город. Да что там, в какой-то момент я даже забыл, что это вообще-то столица Швейцарии, потому что никакого столичного впечатления важности и превосходства он и близко не оставлял. Просто красивый и уютный настоящий староевропейский городок. Но это кстати говоря не редкость для западных стран, в которых административная столица очень часто может не совпадать с, например, финансовой, или с самым населённым городом. Иногда я даже на секунду задумываюсь, а как было бы неплохо, сделай такое и у нас… Ну да ладно.
Старый город Берна (и единственная его часть, в принципе заслуживающая внимания при поверхностном знакомстве), целиком внесённый в список наследия ЮНЕСКО, представляет из себя узкий полуостров с крутыми берегами, вдающийся в русло местной реки Ааре. Вокзал очень удобно расположен прямо в основании этого полуострова, так что, вытащив своё уже порядком уставшее тело из поезда, я сразу оказался в самом начале туристического маршрута и смог не теряя времени приступить к осмотру достопримечательностей.
Первое же, что бросилось в глаза — трамваи. В Цюрихе, например, они были синими, а тут стильные красные, современные и длинные.
Очень длинные.
Трамвайные пути, как впрочем и все остальные тоже, включая тротуары, в центре города проложены прямо по каменной брусчатке. Асфальта практически нет.
В сочетании с очень интересной архитектурой местных старинных фасадов и их необычным тёмно-песочным цветом получались нереально крутые ракурсы, навевавшие атмосферу настоящих старинных центрально-европейских городов.
Вдоль центральной оси полуострова проложена главная улица туристического Берна — Марктгассе. Идя по ней, можно пересечь аж две очень красивые башни с часами и площадь Корнхаусплац, на которой мне повстречался целый уличный духовой оркестр в каких-то традиционных нарядах.
На площади я свернул влево и дошёл до «боковой грани» полуострова и одного из трёх мостов, пересекающих Ааре. Если посмотреть на карту, можно пофантазировать, что улицы, переходящие в эти три моста, пересекаясь, образуют что-то вроде креста или, например, эфеса меча. Не имею ни малейшего понятия, есть ли в этом какой-то реальный исторический смысл, но воображать такие штуки, вдохновляясь окружающей атмосферой, было так естественно и прикольно! 🙂
Зато совсем не нужно воображать другую особенность бернских мостов, поскольку всё видно и так. В силу крутости местных берегов мощнейшие мосты будто парят в воздухе на огромной высоте над рекой и это смотрится невероятно! И сама река при этом такого необычного цвета, что всё это создаёт совершенно непередаваемую картинку. При этом все берега полны зелени, там чудесно дышится и можно с удовольствием отдохнуть в теньке от жаркого летнего солнца.
Пройдя часть понизу пути вдоль воды, я поднялся наверх, снова вышел на центральную улицу и дошёл до оконечности полуострова, где сделал несколько очень аутентичных кадров и перешёл по мосту на противоположный берег.
Там у меня было две цели. Первым делом, сгибаясь под тяжестью рюкзака, поднялся по длинной утомительной дорожке на холм Розенгартен (я был бы не я, если бы не поднимался на всевозможные высокогорья в любом населённом пункте, который посещаю, давно известный всем факт :D), названный так по большому и видимо выдающемуся розарию, расположившемуся рядом. Ничего не понимая в розах, я пожал плечами и обернулся в другую сторону, потому что там было намного интереснее. Там был Самый Важный Вид на город!
Место было настолько эпичным, что даже сам Альберт Эйнштейн, живший в городе несколько лет в самом начале XX века, примостился здесь на лавочке в тени, правда почему-то повернувшись к самой красоте спиной.
Ну и затем, переведя дух, спустился обратно и заглянул в расположившийся буквально через дорогу Беренграбен (что значит «Медвежья яма», ни много ни мало). В этом месте ещё со времён средневековья содержали самых известных жителей и символов города Берна — живых и замечательных мишек. Существует легенда, что даже название самого города каким-то образом произошло от слова «медведь», хотя никаких научных и лингвистических подтверждений этому не существует. Но местные эту версию поддерживают и всячески продвигают очень охотно.
Судя по тому, что я увидел, мишкам живётся неплохо.
Лирическое отступление. Довольно известен факт, согласно которому наш Дмитрий Анатольич Медведев, ещё будучи президентом в 2009 году, вместе с женой подарил Берну двух медведей-гризли, Мишу и Машу, в рамках первого в истории официального визита Главы государства в Швейцарию. Многие у нас в стране считают, что именно эти медведи и живут в Беренграбене, однако я специально выяснял — нет, там другие. А Мишу и Машу поселили, и я не сомневаюсь, что тоже мягко говоря неплохо, в зоопарке Дальхёльцли к югу от старого города.
Уходить от этих милых чуваков совершенно не хотелось, но время было неумолимо. Возвращался к вокзалу я по противоположному берегу полуострова и тоже обнаружил там немало интересных ништяков.
Третий бернский мост.
Бернский собор (Berner Münster), главный кафедральный собор города, у стен которого разбили уютный парк.
Наконец, первое и вообще единственное напоминание о том, что я как бы в столице целого государства: федеральный дворец Швейцарской конфедерации, в котором собственно заседает парламент государства. В целом, конечно красиво и здорово, но… эй, ребята, в Москве иные купеческие особняки выглядят масштабнее ?
Впрочем, возможно именно это отсутствие бессмысленных понтов и делает Швейцарию тем, чем она является. Проехав четыре города, я увидел у местных жителей огромное чувство собственного достоинства, но ни капли высокомерия. Простоту в мелочах, но при этом чёткое и однозначное ощущение, что находишься в месте с одним из самых высоких уровней жизни на Земле. Они знают свою историю, ценят жизнь и понимают своё место в мире — и извлекают из этого максимальный профит. Кажется, так и должно функционировать хорошее государство.